18 марта 2016 г.

Где можно ознакомиться с образцами творческих заданий для изложения на ГИА и какого объёма должны быть ответы?

Государственная итоговая аттестация по русскому языку в одиннадцатом классе будет проходить в форме изложения с творческим заданием.

Тексты для изложений представляют собой отрывки из произведений современной, классической, публицистической, беллетристической, научно-популярной литературы. Тематика текстов разнообразна: природа, язык, нравственные и эстетические категории, семья, искусство и т.п. 

Предлагаются тексты повествовательного характера (с определенным сюжетом, описанием конкретных событий, развивающихся последовательно); описания явлений природы, памятников, географических мест и т.д.; портретные характеристики; рассуждения по какому-либо вопросу (проблеме). По стилю это художественные, научные, публицистические тексты.

Вид изложения – подробное. Подробное изложение предполагает последовательное, полное воспроизведение исходного образца, с сохранением его композиционных и языковых особенностей, обусловленное идейным замыслом автора.

Во второй части работы нужно написать сочинение-рассуждение — ответ на вопрос, связанный с проблематикой текста для изложения. 

В сочинении требуется прокомментировать проблему текста и аргументировать собственную позицию. 

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Задания к текстам направлены на проверку как репродуктивных, конструктивных умений и навыков, так и творческих способностей, умений использовать основные коммуникативные стратегии.

Модель заданий следующая: первое задание – «Напишите подробное изложение»; второе – «Дополните текст изложения...», «Продолжите текст изложения рассуждением...», «Введите в текст изложения описание...», «Поразмышляйте над проблемой...», «Сделайте выводы...», «Выскажите свое согласие (несогласие) с позицией автора...» и т. д.

Приводим образцы заданий:
  • «Расскажите легенду или историю, связанную с известным храмом, включив в свой пересказ описание архитектурного сооружения».
  • «Каких людей, по вашему мнению, можно считать добрыми людьми? Встречались ли на вашем жизненном пути такие люди? Дополните изложение кратким рассказом о них».
  •  «Согласны ли вы с точкой зрения автора: «Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто»? Аргументируйте свой ответ. Расскажите о добром поступке».
  • «Расскажите, что вы коллекционируете или хотели бы коллекционировать. Аргументируйте. Кто были или стали бы первыми зрителями вашей коллекции?».
  • «Расскажите ещё об одной картинной галерее или об одном известном художественном музее, назвав наиболее известные экспонаты и описав один из них» и т.д.
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы